Влияние общего танцевального развития на бальников… Автор: Костарев Сергей (ТСК "Созвездие", Пермь). ©08.10.2007
Целеустремленным людям посвящается...
Недавно был свидетелем ситуации, когда бальная, правда Хобби, группа, на общих занятиях изучала достаточно популярное в Европе клубное направление Хастл. В принципе ничего страшного в этом не было бы, если бы не тот факт, что за год из этой группы не родилось ни одной сколько-нибудь танцующей пары. В связи с этим мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями, ощущениями и выводами к которым я пришел, столкнувшись с ситуацией, когда люди, пришедшие в бальные танцы, начинают расширять свой танцевальный кругозор за счет общих занятий и не только…
Хочу начать с наблюдений.
1. Я заметил, что хорошие спортсмены-бальники, ударившись в преподавание, начинают достаточно хорошо разбираться в теории, но в реальных турнирах начинают проигрывать бывшим соперникам, не увлекающимся этим.
2. Спортсмены-бальники, начавшие увлекаться другими стилями (клубные танцы, современные), также начинают сдавать свои позиции на турнирах соперникам, а именно: либо хуже танцуют сами, либо заметно уступают в динамике развития.
3. Далее, по личным ощущениям. Я, до недавнего времени, очень любил танцевать на Балах (устраиваем так называемые дискотеки для бальников). Естественно, что там танцуют с любыми партнерами (-шами). В общем, после каждого Бала мне приходится реально восстанавливать форму минимум 2 тренировки.
4. Не менее 2х тренировок приходится восстанавливаться и после любого корпоратива, где приходиться, как все нормальные люди, трястись под попсу…
5. Смена вариации любого танца из 9 (Венский вальс не в счет) реально приводит к временному ухудшению танцевания не только меняемого, но и остальных 8 танцев.
Нетрудно заметить, что у любого, вроде бы положительного телодвижения оказалась обратная сторона, влияющая на развитие профильного танцевания. Я попытался проанализировать все эти наблюдения и хочу изложить результаты своей мозговой деятельности. Выводы в том же порядке, что и наблюдения. - Почему же, вроде бы такое полезное дело как преподавание, ведет к потере спортивной формы? На самом деле, преподавание в меру, в конечном итоге, дает тот положительный результат, что сам начинаешь понимать суть того, чему тебя научили другие. Но, когда время преподавания становится больше чем количество собственных тренировок, неизбежен переход от практиков в теоретики (мое мнение). Все дело в том, что, преподавая более слабым, приходится достаточно часто протанцовывать партии или куски с гораздо более слабым партнером или (и) партнершей, чем своя собственная. Как правило, в этом случае не удается осуществлять контроль партнерши на том уровне, который есть у преподавателя (танцора в нашем случае). Ему приходится подключать и глаза, и физическую силу, чтоб перебороть обучаемого, соизмерять шаг и динамику, убавлять музыкальность. Чем чаще человек это делает, тем незаметно, но верно затанцовывает это рефлекторно. В результате, это сказывается во время турниров.
- Расширение танцевального кругозора путем освоения других стилей в танцах можно приравнять к ситуации, когда приходится сравнивать спортсмена ушедшего в специализацию (танцующего либо один стандарт, либо одну латину) и десяточника. Ни для кого не секрет, что десяточники (многоборцы) проигрывают как стандарт, так и латину тем, кто специализируется только на одной программе. Да, они более многогранны, но менее умелы в каждой из программ. Увлечение же дополнительными стилями еще больше растаскивает их внимание и силы, что ведет к ухудшению их бального танцевания. Если у бальника достаточно высокий уровень, он хотя бы чувствует, когда надо остановиться в познаниях многообразия, чтоб не похоронить свою бальную технику. Танцоры же уровня Хобби получат большой кругозор, но точно не получат сносной бальной техники. Может другие стили и смогут танцевать, но в качестве бальников будут смотреться как инвалиды вечно…
- В общем-то, не секрет, что «партнер (ша) должен уметь станцевать с любым партнером». Он должен уметь вести, она - вестись. Лучшей тренировки этого постулата, чем Бал, придумать невозможно. Можно конечно и на тренировках перебирать конвейером партнерш, но я бы советовал задуматься… Скажу честно, что на Балы я до сих пор хожу, несмотря на то, что приходится потом восстанавливать форму. Так или иначе, но практика ведения кого попало, в разумных пределах, тоже должна присутствовать. Почему же эта практика гробит уровень самого танцевания? Ответ прост: любая система стремиться к равновесию. То есть, более сильный партнер начинает танцевать хуже, более слабый лучше. Для слабого это плюс, для сильного это минус (хотя, при разумном использовании тоже плюс, но скрытый или потенциальный). Ситуация подобная пункту 1. Более сильный партнер начинает ограничивать свою музыкальность, динамику, вынужден местами откровенно бороть партнершу(ра), что убивает его стойку. Чем чаще это происходит, тем проблемней ему повысить свой уровень. Можно конечно заметить, что при равной умелости партнеров ничего страшного не случиться. Так на это можно сказать, что при постановке в новую пару, как минимум одному партнеру приходится танцевать не свою вариацию и обоим привыкать к новому партнеру (водители меня поймут, сравнивая эту ситуацию со сменой автомобиля). Конечно тренировка на предмет ведения налицо, только на качество самого танцевания уже как-то внимания не хватает. Бальники хорошего уровня, конечно, достаточно грамотно умеют вести и вестись с ходу, но они прекрасно понимают, что любая «импровизация» должна быть хорошо затанцована. Поэтому без особой необходимости не танцуют с левыми партнерами. Танцоры же Хобби-уровня при политике регулярной смены партнера вообще не имеют шанса научиться танцевать.
- Корпоративы, свадьбы, дни рождения, поминки тещи (свекрови) и прочие увеселительные танцевальные мероприятия. Казалось бы, что тут такого? Тут есть 2 причины. Основная та, что популярная музыка по ритму и акцентам очень плохо сочетается с бальной программой танцев. Заниматься бальными танцами достаточно сложно и дорого. Далеко не все могут себе это позволить, несмотря на красоту БТ. Кому-то не хватает денег, кому-то - времени, большинству – воли. Кто-то вообще не понимает, зачем вообще нужны танцы, если есть пиво. Популярная музыка рассчитана на ритмичные тряски или спокойное шатание между переменой блюд. Это нормально. То есть, танцуя «в кругу», нехотя теряешь музыкальность, линии, амплитуду движения. Другими словами, приобретаешь условные рефлексы, от которых приходится потом избавляться на ближайших тренировках. Хорошо, если эти тренировки не раз в 2 недели как у большинства Хобби-танцоров. Второй момент заключается в том, что при попытке станцевать под попсу, что-то более или менее похожее на танец, необходимо освоить стиль отличный от бального, например, тот же Хастл… К чему это приводит - описал выше (Хастл танцевать будете, бальные - нет). При попытке станцевать, что- либо бальное, натыкаешься на ситуацию, когда невозможно протанцевать корпусом. Ногами еще успеваешь кое-некое, а корпусом - нет. В конечном итоге, приобретаешь рефлексы плоского танцевания, что является капитальным якорем. Спортсмены-бальники этот момент чувствуют интуитивно, как я понял, ну и выпендриваться лишний раз не хотят, а вот Хобби-танцорам, свято верящим, что чем больше танцев «хороших и разных» - тем лучше, хотелось бы розовые очки снять. Не стоит думать, что, танцуя в ночном клубе под попсу, скажем Ча-чу, вы повышаете свое мастерство. Скорей гробите.
- Почему же смена вариаций тоже влияет на текущую спортивную форму? Скажем прямо: чем выше уровень танцора, тем незаметней это влияние со стороны. Но оно есть у всех. Недаром даже чемпионы мира крайне редко меняют свои вариации. Почему это происходит? Ну, то, что танец с новой вариацией просто не затанцован до рефлексов это понятно, но почему все остальное-то страдает? Может у других это не так, у меня страдает. Да и у всех, кого я знаю, тоже. На мой взгляд, все дело в повышенном углублении в новую вариацию. То есть, мозгам приходиться усиленно работать, чтоб запомнить не только последовательность связок, но и осмыслить новые движения или переосмыслить старые. По закону сохранения энергии все логично. Если где-то приходится увеличивать ресурс, значит, где-то его приходится заимствовать. Лучшего объяснения я придумать не могу. Думаю, для спортсменов ничего нового я не сказал. Начинающие же бальники (обычно взрослые Хобби) наивно полагают, что чем разнообразней они танцуют (больше связок знают), тем они круче. В конечном этапе они вообще ничего не могут станцевать кроме конкретной связки, которую к следующему занятию благополучно забывают. Кто не верит, может тупо попробовать станцевать любой танец в цикле 1,5 минуты сразу после прочтения статьи. Снимите себя на видео и трезво взгляните на это… Я кучу раз был свидетелем и сам частенько провоцировал Хобби-танцоров (из которых сам вышел) станцевать то, что они умеют. В результате обычно слышал либо «мы не помним композиции», либо «у нас нет композиции», либо «мы еще очень плохо танцуем». Напрашивается вопрос: «зачем вы ходите на танцы, тратите кучу денег и времени, чтоб при случае так отвечать?» Не проще ли все же хотя бы поставить персональные вариации и работать на их совершенствование? Пусть они будут коротенькие и простые, но зацикленные и хоть как-то отработанные (хотя бы не спотыкайтесь на них). Вы в любой момент сможете заткнуть провокатору рот, а на обывателей почти наверняка произведете впечатление! Разнообразие придет по мере танцевального роста в свое время.
Итак, к каким общим выводам можно прийти? Повторюсь, эти выводы сформулированы для начального уровня развития танцора-бальника. Если вы все же хотите достаточно связно и красиво танцевать бальные танцы, стоит помнить, что только полная концентрация внимания, средств и сил может дать положительный результат (это особенность БТ). Повышенные сторонние нагрузки (у детей это ряд параллельных кружков и секций, у взрослых - хождения на занятия через пень колоду, увлечение параллельными хобби, включая танцы других направлений) поставят жирный крест на вашем обучении! Примите это к сведению. Особенно хотелось бы, чтоб задумались над ситуацией взрослые Хобби-танцоры. Научиться танцевать можно почти любому. Весь вопрос как быстро и как качественно?.. Достаточно качественно можно научиться танцевать, поставив цель, конечно, посещая танцзал минимум 3 раза в неделю (хоть раз из этого занимаясь индивидуально вашей парой). Забить на активное изучение танцевального разнообразия в целом (другие виды танцев). Завести себе постоянного партнера(шу) и максимально возможное время танцевать именно с ней (с ним). Свести к разумным количествам посещение небальных танцев. Я бы еще добавил обязательное посещение всех возможных турниров в качестве участников, где есть ваша категория. К последнему Вы, так или иначе, придете сами, как пришел к этому я, ибо невозможно работать не на конкретный, а на эфемерный результат. Никогда не отказываться от выступлений на публику как бы стремно, на ваш взгляд, вы не танцевали. В противном случае танцевать вы не научитесь и за 10 лет. Вашим девизом станет: «Ну, мы же не с детства танцуем, что вы хотите от нас?!..» Не знаю как вам, а меня это не устроило. PS Хочу процитировать своего учителя физики: «Можно целый день подпирать стену, а работа при этом будет равна нулю, так как стена не сдвинулась ни на миллиметр». Выводы каждый сделает сам… ©Костарев Сергей (ТСК "Созвездие"). При перепечатке ссылка на автора и источник обязательна.
|