Памятка судье (шуточная)

Автор: Берендаков Вячеслав. ©19.12.1999

Итак, вы стали судьей. Появились вопросы - как судить, как выбирать пары, в чем приходить на конкурсы. В этой короткой памятке постараемся решить все проблемы. Как судить? Очень просто. В отборочных турах сначала ставите кресты всем своим парам. Теперь осталось выставить еще некоторое количество крестов. Приглядитесь и выберите одну или две лучшие пары. Им можно крестов не ставить - они все равно проходят в следующий круг. Сэкономленные кресты поставьте своим парам. Черт, Вы же им уже все поставили! Поставьте парам, которые точно не пройдут: гуманизм прежде всего! Нельзя отбирать у людей веру в свои силы, надо развивать в них любовь к бальным танцам. Если сомневаетесь в своих силах, можно между турами подойти и поинтересоваться, сколько крестов получила за предыдущий танец та или иная пара. К сожалению, счетные комиссии сейчас часто компьютеризированы и посмотреть кресты тяжело...

Возможно, что к Вам подойдут те пары, кому Вы не поставили кресты в отборочном туре. Стоит заранее подготовиться и выучить данные фразы - "Этот танец Вы станцевали как-то немузыкально, нехарактерно", "Не хватало динамики, объема в паре", "Очень сильный заход был по этому танцу, практически все финальные пары", " Все очень хорошо, но некоторые моменты мне не понравились. Более подробно? Ну, э-ээ,ммм... Приходите ко мне в студию, я Вам все расскажу".

Что делать в финале? Особенно если Вы сами выступали по D, может даже по Е, а теперь приходится судить B класс? Во-первых, нужно выяснить, какие пары участвуют. Подойдите к счетной комиссии и попросите лист регистрации (те, кто работал в счетной комиссии, знают - так часто бывает). Постарайтесь запомнить часть пар, можно записать. Если Вы судите конкурсы МФСТ - купите последние номера Вестника, там печатают финалы последних конкурсов, МАСТ - поспрашивайте у коллег, они в курсе, кого на какое место сегодня надо выводить. Можете заранее прикинуть - пара, выигравшая в прошлый раз, наверняка станцует не ниже третьего места. Можете ставить первое, не сомневайтесь. Если в финал попали Ваши пары, нельзя ставить им первое и второе место за все танцы. Вы знаете, что они лучшие, но должны проявить солидарность с другими судьями. Если все остальные судьи поставили Вашей паре шестое место, не стоит поднимать первое. Лучше во время всех объявлений мест поднимать свою карточку с местом чуть позже. Пусть думают, что Вы забывчивы. Зато при беглом знании скейтинга можно определить места пар в финале - двое судей поднимают второе, двое - четвертое. Если вы поднимете второе - пара скорее всего вторая, если пятое - то скорее четвертая, в лучшем случае третья. Своей паре можно смело ставить первое, если еще какой-то из судей ставит ей первое. При этом нельзя отчаиваться - то есть ставить все время первое, а за последний танец - пятое. Зрители не любят слабым духом судей, скажут - "сломался..."

Если вдруг Вам предлагают деньги за просуживание какой-то пары, вспомните об уголовном кодексе. Никогда нельзя быть уверенным, что Вам их предлагают от чистого сердца. Необходимо гневно отказаться, правда, бросаться деньгами в лицо не стоит. Вспоминается один из судей, рассказавший историю - "Входит папа девочки и говорит - "Она должна выиграть. Я заплачу". Я подумал - "Денег не хватит". Вдруг вспомнил - папа директор банка, скорее всего, хватит". Место пары в современных танцах напрямую деньгами не определяется - это нужно знать. Через индивидуальные занятия - да, но от прямого подкупа надо отказываться.

О выпивке во время конкурса. Сейчас часто организаторы угощают коньяком, водочкой. Но, например, в МФСТ организаторы до конкурса не имеют права угощать судей. В перерыве будьте внимательны - стоит сдерживаться. Когда бегунки печатаются на компьютере, можно смело обводить номера пар. Если нет - можете обвести пару, которой нет. А это - замечание от главного судьи. Причем из счетной комиссии у Вас потребуют нужный номер пары, которая вышла в следующий круг. Представьте, что вы опять ошибетесь. Если Вы уже не можете разобрать номера пар на спинах, подойдите к ведущему - у него должен быть список пар по заходам. Обведите в бегунке те пары, которые сейчас выступают - по три первых из захода. В финалах необходимо крепко держать карточку с местом над головой. Если в перерыве Вы приняли лишнего, может случиться конфуз - поднимите двум парам одно и то же место. Чтобы не ошибиться - сложите места в порядке возрастания и так и поднимайте. Если все будет невпопад (что вряд ли - так редко бывает) - объясните, что у Вас свое понимание или что-нибудь еще. Но лучше на этом внимание не акцентировать.

Как понравится парам? Во время отборочных туров, если не тяжело, лучше ходить по залу. Но аккуратно, не загораживая вид зрителям. Если Вы все время сидите, наиболее удаленные пары могут подумать, что Вы на них не смотрите. Когда пара проходит мимо Вас в стандарте или партнерша подмигивает в латине (партнер, если Вы - женщина) - одобрительно кивните головой, улыбнитесь в ответ и сделайте вид, что ставите крест. Поскольку сейчас кресты вывешивают, в основном, непрошедшим парам, прошедшим не придет в голову, что Вы на самом деле им ничего не поставили. А так - они будут рассказывать, что лучше всех судили именно Вы, объективней и доброжелательнее. Можно, когда стоите, пританцовывать под музыку. (На латине, конечно. Не делайте поднятия и опускания под музыку медленного вальса) Зрители и пары поймут, что Вам нравятся танцы. Но в перерыве хватать какую-нибудь партнершу или партнера и с ним танцевать не стоит. Даже если Вы уверены в своем мастерстве,  стандарт в пиджаке выглядит плохо - поднимаются плечи, в вечернем обтягивающем платье - нельзя делать шаги, тем более часто обувь не подходит для латины. Постарайтесь сдерживать свою тягу к танцам хотя бы во время конкурса.

Кстати, в чем приходить на конкурс? Бывают судьи - оригиналы, например, на один конкурс приходящие в зеленом пиджаке, на другой - в красном, потом - в синем. В принципе, это оригинально - места, поднятые Вами, забудутся (объективные или не очень), а память о пиджаке останется. Среди мужчин этой осенью популярен френч. Весной женщины-судьи надевали все белое или синее. Зачем? После конкурса пары, которые еще не знают Вашей фамилии и Вас в лицо, будут вспоминать - "А что нам поставил этот ммм... А кто же был третьим судьей? Тетя в белом или тетя с рыжей прической? Или старушка в валенках? (И такое бывает...). Если Вы идете на конкурс, на котором выступают Ваши пары, лучше одеться неприметно, в обычный костюм. Чтобы не отвлекать внимание Ваших пар, конечно. Если Ваши пары не выступают, не выступают пары тех студий, с педагогами которых Вы дружите - смело надевайте что-нибудь запоминающееся. Но не валенки... Если Вы приехали на машине - не надо все время таскать с собой магнитолу из машины, тем более класть ее на Ваш личный стул. Все вещи можно сложить в судейскую, при этом проследить, чтобы организаторы ее закрыли и посторонних не пускали. Но лучше все самые дорогие вещи оставить дома - не все пары нормально реагируют на Ваши объективные оценки... Могут дождаться после конкурса (Но руки у них будут заняты костюмами). Поэтому постарайтесь заранее расписаться в итоговых протоколах и отправиться домой сразу после получения денег от организаторов. Если же Вы проголодались и почему-то задержались - посидите, отдохните, пообщайтесь с другими судьями, организаторами. На всякий случай можно сказать организаторам - "Если меня кто-то будет спрашивать, скажите, что я уже ушел. Очень у Вас торт (салат, курица,коньяк) вкусный..." До метро (автобуса, троллейбуса) лучше идти с кем-то из других судей. 

После перерыва нужно возвращаться в зал вовремя - а то, бывает, когда судью зовут в зал, как Снегурочку. Особенно обижаются пары, которых уже вызвали на паркет. Стоит курить в зоне видимости паркета и слышимости ведущего.

Если выступали Ваши пары? Постарайтесь кресты записать незаметно, места - одновременно с ними, а скейтинг записать себе в листочек во время объявления мест. Крутые педагоги не занимаются такой ерундой... Оптимальный вариант - это прийти с кем-то из учеников, который запишет все, что необходимо.

В перерыве можно привлечь внимание судей к своей паре, но аккуратно. Варианты: "Они только неделю как встали в пару", "Я им только вчера рассказал схему", "Они предыдущие три конкурса выиграли" достаточно стары... При этом среди судей может найтись какой-нибудь законник, который попытается заткнуть Вам рот. Так говорить можно только в приватной беседе, либо если кто-то из судей уже завел подобную беседу. Лучше говорить - "Мне у пары в зеленом платье... или с красной заколкой понравился джайв..." Не акцентируйте внимание на том, что это Ваша пара.

Если Вы видите какие-то нарушения, по костюмам или по движениям, сигнализируете об этом главному судье. Но так, чтобы пары не заметили. Иначе скажут - "А, его пары выступали и он настучал..."

В беседе с судьями стоит хвалить их студии. Пары - тоже, но осторожно. Без опаски можно хвалить финальные, при этом, если Вы знаете, как они выступили в прошлый раз, можно сказать "Сегодня они получше... похуже...". Другому судье будет приятно, что Вы помните его пары, Вашим парам он потом будет ставить больше крестов и относится к ним внимательнее. В принципе, любые пары стоит либо хвалить (c 1/2 и выше), либо ничего не говорить. Другие судьи должны понять, что Вы доброжелательны, строги и объективны. И, возможно, пригласят Вас судить на конкурс, который будут проводить в своей студии.

Нельзя обсуждать технику и движения, у всех свое понимание и у некоторых судей появятся сомнения в Вашей компетентности.

Если недавно или в это же день была какая-то дата, а организаторы об этом забыли, можно попросить на пару минут микрофон (в перерыве между турами) и всех поздравить. Всем будет приятно. Но если Вы два слова связать не можете, подготовьте свои 2-3 поздравительных предложения заранее и выучите - перед микрофоном. Даже опытные товарищи могут волноваться.

Перед отъездом обязательно поблагодарите организаторов. Скажите, что все было здорово организовано (если было куча провалов, не говорите), очень вкусно кормили (чаще всего так и бывает). Скажите, "Если нужна какая-то помощь, вот мой телефон" (чтобы потом опять позвали судить). Но при этом лучше закажите визитку, а не отрывайте клочок от газеты - несолидно. Если визитки нет,  напишите свой телефон на нормальном листе бумаги.

Если Вы - главный судья (вдруг, с кем не бывает. Следуя нашей памятке, Вы обязательно им станете)?

Нельзя требовать от пар того, чего нет в правилах. К сожалению, сейчас многие покупают пособия, справочники и могут показать Вам соответствующий раздел сразу же, как Вы объявите о каких-то ограничениях. Но это - по костюмам. По движениям официальных списков нет, точнее официально признанных. Какие-то подпольные пособия распространяются, копируются. Но практически всегда можно разглядеть выходы на согнутую ногу, позы, танцевание в разрыве больше ... тактов. Можно создать огромную активность, объявляя после каждого захода номера пар, которые должны подойти к главному судье. Но лучше так не делать, особенно если выступают Ваши пары. Выберите лучшие пары и приглядитесь к ним. У лучших пар все должно быть здорово, для того, чтобы они танцевали лучше и аккуратнее, стоит сделать им замечание, чтобы убрали несоответствующие движения, тем более, чтобы привели в порядок костюмы. При этом можно сказать: "Был бы судья строже, вообще дисквалифицировал". Плохо танцующие пары не смогут поменять схемы, не стоит их расстраивать. 

Настоящий, опытный судья понимает, что, в принципе, в каждом классе пары танцуют одинаково. Задача судьи - сделать так, чтобы пары остались довольны судейством и конкурсом, чтобы они поняли, что судейство было абсолютно объективным, судьи - доброжелательными, чтобы у каждой пары, каждого танцора осталась вера в собственные силы и надежда, что он (она) научится танцевать!

©Берендаков Вячеслав