Полезные советы для практикующих танцоров

В переводе с английского. Перевёл Михаил Кочеров.
Под редакцией Вячеслава Берендакова.

1. Как начинать

Ну вот, еще кто-то представил полезные советы для практикующих танцоров. Давайте я объясню термин "практикующие танцоры" так, чтобы лучше понять его смысл. Я танцую достаточно долго и не вижу конца урокам, которые беру. (Я брал тысячи часов занятий, перемежающихся с тысячами часов занятий, которые я проводил сам.) Мое искреннее убеждение состоит в том, что процесс обучения в бальных танцах никогда не заканчивается. У вас должно быть не только желание обучаться, но и готовность использовать любую возможность научиться чему-нибудь новому. Это вовсе не значит, что не надо намечать себе конкретные цели в то время, как вы танцуете. Конечной цели, конечно, попросту не существует; есть лишь только пройденные километры на пути к улучшению способности танцевать. Если вы продвигаетесь по правильному пути в процессе обучения, то это сразу становится очевидно, т.к. улучшается способность танцевать. Попробуйте использовать это предположение если вам не нравится то, как происходит улучшение. (Успех это не цель, но путешествие. Примените это к танцам, и вот готовая формула успеха.)

Полезные советы для начинающих танцоров? Нужно понять, что когда начинаешь учиться, как танцевать, этот процесс никогда не закончится. Поэтому не пытайтесь выучить все сразу за короткий промежуток времени. Этого просто не произойдет. Все очень похоже на хорошее вино... Необходимо время. Вы не сможете сделать все сплеча, поскольку танцы - постоянно меняющийся предмет. Что-то новое происходит каждый день, и если вы не будете идти "в ногу" со всеми переменами, то, к несчастью, вы не окажетесь в авангарде. Я искренне убежден в том, что кроме основных необходимых факторов которые, как потом выяснится, являются только предпосылками (партнер/партнерша, желающий танцевать; хорошее место где танцевать и хорошая музыка под которую танцевать; хорошая вентиляционная система, которая обеспечит комфорт и многое другое) есть две наиболее важных черты, которые оказывают влияние на развитие (как у начинающих, так и у продвинутых; как у любителей, так и у профессионалов) навыка танцевать : хороший учитель и интерес регулярно выбираться на паркет с партнером и танцевать примерно 5 - 8 часов на каждый час полученных у учителя инструкций. Конечно, не надо перегибать палку и говорить о том, что если я беру 5 часов инструктажа в неделю, то необходимо оттанцевать от 25 до 40 часов, но надо понимать, что время практики должно быть как минимум в 5 раз больше времени обучения. К примеру, если вы берете от 3 до 4 часов занятий с инструктором в неделю, то самостоятельно нужно провести на паркете от 15 до 20 часов. Если же вы берете 10 часов индивидуальных занятий в неделю, то это значит, что вы берете их слишком много!

Идея состоит в том, что "паркетное время" может превратить среднего танцора в танцора выше среднего уровня. Практика может превратить неизвестного танцора в супер-танцора (а может и не превратить). И среди супер-танцоров, при прочих равных условиях, пара с наибольшим временем наработанной практики будет выглядеть лучше всех.

2. Искусство танцевать и этикет

Вы выучили несколько новых схем и хотите опробовать нечто новое на паркете. Сначала нужно убедиться, что имеется достаточно свободного места чтобы практиковать новую схему. Помните, для того, чтобы плавно танцевать, в общем случае, нужно двигаться против часовой стрелки вместе с потоком танцующих. Представьте себя на дороге которая проходит по периметру паркета. Ваша задача на дороге - избежать остановок или движения вспять. Эта воображаемая линия по периметру танцзала носит название ЛИНИЯ ТАНЦА (англ. аббр. - LOD : Line Of the Dance). Столкнуться с остановившейся (по какой-либо причине) в основном потоке танцующих парой не только грубо, но и опасно для здоровья. Бальные танцы не являются спортом, который доставляет такие неприятности, как синяки и сломанные кости. Общераспространенная вежливость полагает необходимым, если происходит столкновение, посчитать себя ответственным за него и извиниться. Ваша цель - достичь, наряду с другими вещами во время танца, нулевого количества столкновений. Нужно быть способным вносить поправки в размер, скорость и направление исполняемой вместе с партнером схемы. (В английском языке этот навык описывается как "искусство танцевать" - прим. пер. : на русский нет адекватного перевода слова floorcraft.) Не надо попадать в ту категорию людей, которые, забывая про всех остальных танцоров на паркете, думают : "или все или ничего", и пытаться танцевать только что выученную схему, даже если это убьет вас, вашего партнера, и всех остальных танцоров на паркете. Помните, вы занимаетесь светскими, а не военными бальными танцами.

Грубые и агрессивные танцоры часто думают, что вы должны уступать им путь и могут даже попытаться попугать вас. Если кто-то собирается врезаться в вас, просто остановите его рукой и уберегите себя от столкновения. Если вы заметили, что сталкиваетесь с одной и той же парой очень часто, попытайтесь избежать этого в дальнейшем просто сохраняя дистанцию между вами и этой нехорошей парой. Вообще говоря, вы должны всегда сохранять минимальное расстояние в несколько футов (1 фут = 30 см.) между вами и ближайшей парой. На переполненном паркете это требует внимания и иногда бывает даже невозможно.

3. Уроки и практика

Процесс обучения прост, но часто не понятна сама концепция. Курс изучения любого физкультурного навыка начинается с того, что вы наблюдаете как это делает кто-то другой. После этого, уложив все в голове и мысленно представив себе выполнение, вы, обдумывая все, наряду с физическими попытками, пытаетесь сделать толковую копию того, что было продемонстрировано вам сначала. Если вы занимаетесь в паре, то ваша задача усложняется необходимостью "бороться" с вашим партнером, который, как и вы, пытается научиться танцевать. Вот почему так часто меняются изучаемые схемы во время групповых занятий. Во время персональных занятий вам представляется возможность танцевать с учителем, который персонально протанцует все вместе с вами (сначала в учебной, а затем в общепринятых позициях).

Случай "один учитель на одного ученика" уменьшает число общих проблем (переход от ошибок двух начинающих к ошибкам одного). Обучение может быть значительно улучшено, когда персональные занятия координируются и объединяются с занятиями в паре. При всех прочих равных условиях, частные замечания приводят к увеличению длительности процесса обучения. Если вы не можете брать персональные уроки все время, то, чтобы улучшить обучение, рекомендую брать хотя бы один час таких уроков на каждые 4-5 часов занятий в паре. Я верю в то, что один час занятий с профессиональным преподавателем является ключом к уверенности в плодотворности многих часов занятий и самостоятельной практики.

То, что показывает учитель, в конечном счете должно привести к пониманию партнером ведения в предложенной схеме. Важно, чтобы обучаемый танцор знал как исполнять схему независимо от партнерши. Обычно учитель "проводит" Вас через новый материал, советуя и обучая. Это формирует более-менее полную картину. В идеале, все, что преподносится Вам, должно быть сначала показано в паре, под музыку, используя стилизацию и расчет времени, характерные для этого танца. Потом следует демонстрация примера учителем без партнерши. Партнеры учат свою партию, партнерши - свою. Например, если обучают основному шагу, хорошему учителю, необходимо показать весь пример целиком, и лишь затем перейти к раздельному объяснению партий партнеров и партнерш. Учителя, всеми силами избегайте разбиения примеров на части, особенно при работе с начинающими. К сложному анализу нужно прибегать только при необходимости, в основном с индивидуалами. Хороший учитель попытается сделать сложное попроще, чтобы облегчить ваше обучение и чтобы вы не забивали себе голову пустыми сомнениями. И только если примеры не понимают с первого раза, их нужно разбить на составные части.

Пара слов для тех, кто может самоанализировать себя : попробуйте сделать так, чтобы обучение просто затянуло вас, безо всякого анализа. Дайте себе время впитать указания. Если вы не можете сразу же повторить что-то, не надо думать о том, что у вас нет способностей. Будьте терпеливы! И если вы по-настоящему расстроились, то расслабьтесь, прогоните все мысли и вспомните о причине, побудившей прийти учиться танцевать - позабавиться в волю. После этого все встанет на свои места.

Теперь о ведении. Партнерша должна учиться быть ведомой (вестись), а партнеру необходимо научиться вести партнершу. Ведение требует от партнера точного осознания того, что он хочет сделать и, затем, каким образом передать сообщение об этом партнерше, причем удобно и доходчиво. Выходите на паркет и практикуйтесь, пробуйте еще и еще. Задача партнера - хорошо понимать свои ноги (знать схему), позицию своего корпуса и идти "в такт". Он обязан точно знать куда должна переместиться партнерша когда он ее ведет. Цель партнера - научиться передавать свое ведение так, чтобы его понимала любая партнерша с которой он танцует и следовала ведению. Когда вы учите новые схемы, старайтесь делать небольшие шаги. Потом, когда будете "отшлифовывать" схему и будете чувствовать себя увереннее, в медленных танцах можно удлинять шаги. В быстрых танцах (с четким ритмом) вы должны сконцентрироваться на отсчете времени, ритме музыки и своевременном ведении. Задача партнерши - успешно воспринимать ведение партнера. Если партнер самонадеян, то для него еще более важно правильно вести. Попытку партнера вести в сложной или воображаемой схеме, когда он не имеет понятия как и куда вести, стоит рассматривать как "уголовное преступление". Перенесшая подобное оскорбление партнерша должна отплатить тем же.

4. Учимся ходить заново

В общем это возможно, что ваши базовые способности, которые отличаются в медленных (Smooth) и быстрых (Rythm) танцах, так же в достаточной степени зависят от ваших вкусов. Вкусы, в свою очередь, варьируются не только от человека к человеку, но зависят от вашего возраста и развития навыков движения.

Медленные танцы очень легко распознать по характерному прогрессивному продвижению пары в закрытой (близкой, стандартной) позиции. Фокстрот, вальс - эти танцы требуют большого перемещения по танцполу (в общем случае по линии танца), вместо того, чтобы всегда оставаться на одном месте. Во время бальных событий "светского" характера длина ваших шагов не будет больше обычного прогулочного шага. Не требуется делать шаги вбок более, чем на ширину плеч.

Мы уже говорили : чтобы научиться как танцевать нужно сперва научиться как ходить. Но когда мы ходим по улице, мы используем немного другой тип ходьбы. Понаблюдайте за людьми в общественном месте и вы заметите как сильно различаются их походки. Главный смысл ходьбы, как правило, "добраться отсюда туда" (и иногда обратно). Люди ходят по-разному только потому, что нет необходимости стандартизировать такую естественную вещь, как походка. Как только вы прекращаете падать и становитесь способным перемещаться не врезаясь в неподвижные объекты и других людей, навык ходить становится одним из немногих, не требующих дальнейшего внимания. Не завися от того, "правильно" вы ходите или нет важно лишь то, что вы вообще ходите. Поскольку у вас есть желание выглядеть плавными, танцуя медленные танцы необходимо обратить свое внимание на проблему плавного передвижения по паркету. Еще в бальных танцах нужно научиться ходить назад и вбок так же хорошо как и вперед. Обычно эти навыки не развиты до того, как вы столкнетесь с необходимостью плавно передвигаться по паркету используя шаги вперед, назад и вбок. Одно из первых, что вы должны усвоить, это умение различать походку в танце от "уличной" походки. Многие часы, месяцы, даже годы были потрачены аналитиками на выяснение последовательности работы и взаимодействия мышц в медленных танцах.

Да, почти забыл! Двигаться плавно самому по себе только полдела. Успех в плавных танцах придет только если вы плавно двигаетесь вместе с партнером. Поскольку в медленных танцах партнеры высокого класса имеют в корпусе хороший контакт им требуется координировать свои плавные передвижения с передвижениями партнера. Когда смотришь на очень хороших танцоров плавно двигающихся по паркету, то может создаться иллюзия их грациозного парения без усилий. Не расстраивайтесь, если вы сразу не можете повторить эту "иллюзию" сами. Существует большое количество требований которые необходимо выполнять для достижения "грациозного парения без усилий" . Нужно не только понять суть, но и много практиковаться, наработать паркетное время. Для начала попробуйте сымитировать плавные передвижения кого-нибудь, кто уже может делать это хорошо. Вы поймете, что необходима достаточная дисциплина и самоконтроль для воспроизведения плавности. Сознательные усилия при работе стоп, лодыжек, ног и торса во время обучения могут быть немного аналитическими. Избыток анализа может привести к механическим, роботоподобным движениям. Сначала просто запомните некоторые из общих правил:

Скольжение и приземление

Не важно в каком направлении вы двигаетесь, но желательно сохранять стопу в непосредственной близости от паркета ("скользить"). Когда вы опускаете стопу на пол ваше движение должно быть постепенным, а не просто броском ноги на пол. В переносе веса с одной ноги на другую всегда должна быть мягкость наряду с силой. Это требует правильной координации в работе мускулов стоп, лодыжек, ног... бедер и всего, что лежит выше.

Работа ног в фокстроте/квикстепе

В фокстроте, когда происходит движение вперед на slow, стандартно и общепринято ходить "с пятки". Это вовсе не значит, что надо завернуть носок к потолку и наступать прямо на пятку; чрезмерное выпрыгивание может привести к скачкам. Во время учебы постарайтесь приложить усилия и шагать более плавно, устраняйте скачки. Шаг вперед на slow описывается как ПН или пятка-носок (прим. пер. : HT or heel-toe). Когда к slow добавляется quick (обычно после ПН шага вперед на slow) вы достигаете той точки в обучении, когда поднятия и опускания проникают в рисунок танца. Когда вы делаете следующий шаг вперед на quick, вы должны ступать вперед на переднюю часть стопы - на носок. Технически это не особо важно до тех пор, пока вы не будете находиться под впечатлением от очень хорошо построенных международных правил по технике и очень хорошим исполнением "подъемов и опусканий". Когда происходит опускание во время шага с носка ("сверху"), работа стопы должна быть носок-пятка или НП (прим. пер. : TH or toe-heel). Это поможет избежать скачка который проявляется в результате отсутствия промежуточной работы стопы при наступании прямо на каблук.

Поддержание позиции

Нужно держать торс прямо, но не зажато. Поддерживать позицию также значит поддерживать руки, но без напряжения. Должен быть компромисс между крепостью, гибкостью, поддержанием и натяжением который в результате и составляет "жесткий" вид.

Держите голову высоко

Баланс сохраняется лучше, если ваша голова постоянно фиксируется и находится между плеч по центру, а не наклонена к одному плечу или другому. Правильная позиция головы вносит несоизмеримый вклад в баланс всего тела (который является одним из ключей к успешному ведению/следованию). Главное правило в закрытой позиции состоит в том, что партнер смотрит через правое плечо своей партнерши (налево от себя), а партнерша таким же образом смотрит через правое плечо партнера (это верно для стандарта).

Вполне нормально, для неопытных новичков, смотреть вниз на свои ноги чтобы определять что же они делают . Но не надо ловиться на очарование ног и оставлять это постоянной привычкой. Зеркала в танцевальном зале специально для этой цели. Вы должны быстро отказаться от "взгляда в пол" чтобы выглядеть на паркете лучше. Смотреть на ноги (свои или партнера) бесполезно. Вы также должны, в конце концов, перестать смотреть на себя в зеркало. Единожды приобретя эти привычки отказаться от них будет довольно сложно.

5. Перемещение в продвижении вперед

Начинающие танцоры, которые учат медленные танцы, должны научиться переделывать уличную походку в шаги танца, но им так же придется научиться двигаться назад и вбок. Вдобавок, нужно танцевать под музыку. Данный раздел будет посвящен только передвижению вперед под музыку фокстрота, затем под вальс.

Определенные проблемы возникают при поиске опытного педагога по плавным передвижениям который научил бы плавности так, чтобы не отделять сам навык от танца. Среди высококлассных педагогов наблюдаются разногласия учить ли общим навыкам плавного передвижения без конкретной привязки к некоторой схеме или нет. Однозначно можно сказать лишь то, что излишний анализ и независимое развитие разных двигательных навыков приведет к катастрофическому результату. Все следует делать вместе, развивая постепенно двигательные навыки, правильную работу определенных групп мышц, понимание базовых принципов. Но сначала надо научиться двигаться. Идите в данс-холл где есть много свободного места для движения. Танцпол должен быть гладкий, но не очень скользкий. Наденьте вашу любимую танцевальную обувь (хорошо сидящую на ноге, мягкую, легкую и удобную, с мягкой подошвой).

Теоретически вы можете научиться двигаться плавно танцуя без партнера; по крайней мере, на начальных этапах обучения. Эта процедура ставит вопрос о необходимости координировать, в конце концов, плавные движения со своим партнером, который, как предполагается, уже имеет опыт использования всех принципов плавного передвижения в контакте с партнером в ситуации реального, живого танца.

Вот индивидуальное упражнение для обучения плавному движению вперед :

  • Поднимите обе руки примерно как в закрытой позиции (но так, чтобы руки не висели). Начните движение вперед по линии танца следующим образом :
  • Шаг с Левой ноги (прим. пер.: LF Fwd Slow) вперед на Slow.
  • Шаг с Правой ноги (прим. пер.: RF Fwd Quick) вперед на Quick.
  • Шаг с Левой ноги (прим. пер.: LF Fwd Quick) вперед на Quick.
  • Шаг с Правой ноги (прим. пер.: RF Fwd Slow) вперед на Slow.
  • Шаг с Левой ноги (прим. пер.: LF Fwd Quick) вперед на Quick.
  • Шаг с Правой ноги (прим. пер.: RF Fwd Quick) вперед на Quick.
  • и так далее (вся cхема имеет вид SQQSQQ...).

Постарайтесь перемещаться так, чтобы ваши стопы все время проходили одна рядом с другой. Когда вы делаете первый шаг вперед на Slow с левой ноги, используйте реверсивное движение торса влево (прим. пер.: это просто маленький поворот корпуса налево, Left Counter Body Movement) чтобы позволить правой стороне торса чуть-чуть качнуться вперед и удерживайте эту позицию во время выполнения следующих двух шагов на Quick-Quick. Во время выполнения шага вперед на Slow с правой ноги, используйте реверсивное движение торса вправо, вся идея такая же, что и для шага с левой ноги. Повторяйте это упражнение две-три минуты, затем немного передохните. Соберитесь, затем проведите подобную сессию еще разок, затем другой и третий и так далее до тех пор, пока не устанете или вам это не надоест. Сначала попробуйте выполнять упражнение без музыки, под счет. Далее попробуйте под музыку, но считая вслух, потом - про себя. И, наконец, без счета.

Используйте музыку фокстрота (30 - 36 ударов в минуту). Работа ног должна иметь вид : пятка-носок, носок, носок-пятка, пятка-носок, носок, носок-пятка.

Попробуйте проделать это же упражнение, но под счет вальса (1,2, 3), сначала без музыки, затем под вальс (30 - 36 ударов в минуту).

В некоторых терминологиях/номенклатурах шаги на QQS описаны как "Бегущие шаги" (Running Steps).

6. Боковые перемещения

Итак, в течении недели вы по 10 - 15 минут в день выполняли упражнение по плавному передвижению вперед и теперь вы начали перемещаться вперед очень плавно. Уединенная практика, конечно, не приводит к развитию личности или общественной стороны вашей способности танцевать, но как только вы поймете что самостоятельные занятия со временем помогут лучше использовать ваши танцевальные навыки, единожды уяснив, это в конце концов приведет к улучшению ваших общих способностей к применению навыков общественного танца, тогда вы сможете глубже оценить значение усилий, затрачиваемых при выполнении этих упражнений.

Теперь можно обратиться к боковым передвижениям в плавных танцах. Шаг вбок выполняется так же, как и шаг вперед - вам необходимо "вытолкнуться" с носка опорной ноги. При выполнении упражнения работа ног состоит в перемещении веса одного с носка на другой. Во время упражнения следите чтобы ширина боковых шагов не превышала ширину плеч. (Позднее, когда у вас прибавится опыта, вы можете захотеть делать шаги длиннее. А пока обратите все свое внимание на плавность.) Очень хорошо, если есть зеркало достаточной длины для выполнения восьми - десяти боковых шагов. Сделайте восемь боковых шагов влево. Цель - оставаться "наверху" на носках и поддерживать плавное передвижение. Будьте внимательны и не делайте шагов на плоскую стопу или же на пятку. Вы можете удивиться наблюдая тот факт, что передвижение влево и вправо дается вам по-разному. Не удивляйтесь этому. Просто мышцы с одной стороны вашего тела развиты лучше, чем с другой. Большинству людей приходиться преодолевать асимметрию в работе мышц и двигательных навыках. Вам нужно попытаться уравнять ваши способности двигаться влево и вправо. Тренируйтесь и не отчаивайтесь если вы видите что сначала получается ужасно. Попытайтесь достичь навыка одинакового передвижения в любом направлении. И хотя это может и не получиться до конца, но попробовать все равно стоит. Люди с одинаково развитыми мышцами и моторными навыками большая редкость. Обычно нужно понаблюдать, понять и затем поупражняться, чтобы скомпенсировать асимметрию, встроенную природой в наше тело. Продолжайте выполнять это упражнение до тех пор, пока вам не станет удобно передвигаться в обоих направлениях (вправо и влево). За одно продолжительное занятие достигнуть этого не удастся. Развитие происходит только со временем. Техника "скольжение и приземление" применима в плавных танцах и к боковым шагам (а так же к шагам вперед и назад). Попытайтесь держать носок передвигаемой ноги в очень легком контакте с полом во время передвижения. (Не тащите ногу прямо по полу, у вас должно быть ощущение легкого скольжения. Избегайте рывков во время переноса веса с одной ноги на другую.)

Говорите себе : "Плавно!". Во время обучения вам нужно держать несколько мыслей в голове одновременно. Как только ваши мускулы усвоят то, что от них требуется, в дальнейшем вам не нужно будет мыслить сознательно о многих вещах одновременно. Вы просто будете выполнять необходимые движения не задумываясь (рефлексивно). Помните об этом в дополнение к тому, что вам надо достичь способности двигаться влево и вправо одинаково. Это может занять несколько дней. Если это займет несколько недель - тоже хорошо. Если это займет у вас более месяца, то стоит посоветоваться со своим учителем чтобы выяснить в чем же ошибка.

Или напишите мне письмо (mailto:AHGberg@aol.com).

Конечно, все эти аналитические изыскания должны быть удалены с уровня сознательного мышления когда вы выходите танцевать вживую сами. Ваши способности на рефлексивном уровне в большинстве случаев приведут вас к моменту когда вам будет так же удобно ходить вправо как и влево (и перемещать вес).

Сначала выполняйте это упражнение без музыки и делайте шаги медленно, упражняя самоконтроль, шагая так ровно, как только возможно. Перемещение веса не должно нарушать неподвижность плеч и всего торса. И не надо дрыгаться. Держите свое тело прямо, но не зажато. Уменьшайте качание бедер во время горизонтального перемещения. Если хотите, вы можете поднять свои руки до уровня плеч - как будто вы держите партнера - это поможет сохранять равновесие. Поупражнявшись без музыки, поставьте какой-нибудь медленный фокстрот и повторите упражнение в обе стороны делая шаги на slow (шаг выполняется на два счета при музыкальном размере 4/4). Затем смените ритм, выполняя шаги на quick (один шаг на каждый счет музыки). Во время упражнения не вырастайте и не опускайтесь (вы всегда на носочках!), так, что шаги горизонтальны и лишены каких-либо ударов вызванных столкновениями ног в то время, когда обе ноги вместе и вы перемещаете вес с одной ноги на другую. Думайте о плавности! Не должно быть прыгучести и корпус выше талии должен оставаться неподвижным (но не зажатым). Держите свои колени достаточно прямыми но не зажатыми и не жесткими. Никакого напряжения !

Смените музыку на вальс и делайте один шаг вбок на один счет, но без акцента на счет "раз". За раз не более двух - трех минут, так, чтобы не очень устать. Не расстраивайтесь если сначала получается плохо. Просто попытайтесь еще раз и потом это окупится.

7. Перемещение назад: "достать и перекатиться"

Теперь мы рассмотрим следующий раздел, связанный с одним из менее понятных, плохо объясняемых и, возможно, одним наиболее существенным компонентом техники плавного танца : "достать и перекатиться". Однажды овладев этим навыком, вы поймете те ключевые моменты, которые помогут вам подняться с уровня начинающего танцора до среднего и/или высокого уровня танцевания плавных танцев. Без навыка "достать и перекатиться" ваше танцевание будет оставаться на низком уровне. Некоторые учителя рекомендуют при обучении начинающих танцоров преподавать этот навык достаточно рано. Стремление к высотам или, по крайней мере, к превышению уровня начинающих заставляет обратить серьезное внимание на этот предмет.

Чтобы понять этот навык, сначала необходимо увидеть как это делает кто-то танцующий очень хорошо. Получив четкую картину применения навыка во время шагов назад и ясно поняв смысл вы должны тут же начать улавливать его и стараться объединить вместе с другими навыками плавного танца. От учителя зависит как и когда вас познакомят с навыком "достать и перекатиться" так, чтобы вы могли начать процесс обучения. Ясно только одно : вы не сможете изучить этот навык за час. Нужно все хорошенько обдумать. Вам необходимо начать практиковаться потихоньку и с терпением, постепенно приобретая навык и развивая мускулатуру ног и лодыжек. Это может занять дни, недели или месяцы. Вам не удастся "взять сходу". Это то, что вы должны сначала упражнять сознательно и после прилежного применения придет время когда вы поймете что вы можете использовать навык рефлексивно!

Для начала просто выполняйте это упражнение только 5 - 10 минут за раз. Избегайте растяжения сухожилий, связок ног и лодыжек такими необычными нагрузками. Будьте очень аккуратны если у вас уже были проблемы подобного характера. Дайте себе несколько недель на привыкание мышц и развитие техники. Даже и не пытайтесь форсировать события. Будьте терпеливы. И если вас кто спроси, вы можете ответить что Артур сказал : "Почти невозможно просто подхватить этот навык. Он должен быть выучен". Требуется время на понимание и еще больше времени на развитие координации, мускулатуры, гибкости - качеств необходимых для выполнения. Если у вас есть стремление улучшить ваши способности много дальше, чем уровень начинающего, то вполне естественно что вы будете стараться усвоить это мастерство и включить его в координацию плавных танцев.

Чтобы начать изучение техники "достать и перекатиться" встаньте перед зеркалом (конечно, на танцполе). Партнерши должны одеть туфли на каблуке обычной для них, "не танцевальной", высоты и я рекомендую чтобы на их обуви были ремешки в виде буквы Т, чтобы обувь не сваливалась с ноги (туфли без каблука, мокасины и слишком свободные туфли не подойдут). Станьте таким образом чтобы видеть в зеркале свой бок. Сделайте несколько медленных шагов назад чтобы посмотреть как вы делаете их сейчас. Полезно иметь партнера который может держать ваши руки в учебной стандартной позиции чтобы помочь вам сохранять равновесие во время упражнения. Ваш партнер может в это время выполнять упражнение для развития техники плавных шагов вперед, конечно, если он вам не мешает.

Стоя неподвижно, вытяните прямую от бедра и до носка ногу назад так, чтобы нога касалась пола, но веса на ней не было. Пусть ваша поддерживающая нога будет чуть-чуть согнута в колене. С помощью партнера перенесите вес с передней ноги на заднюю, концентрируясь на очень медленном и контролируемом перемещении веса от носка стопы через середину и к пятке. Затем поменяйте ноги местами и еще раз проделайте это упражнение. Проверьте обе ноги чтобы посмотреть, можете ли вы переносить вес медленно перекатываясь на каждой (левой и правой) сзади стоящей ноге. Теперь пойдем дальше. Попытайтесь сделать два шага назад. Не переносите вес на пятку поддерживающей ноги до тех пор, пока проходящая стопа полностью не пройдет мимо неподвижной. Легонько скользите носком и серединой движимой стопы вдоль пола. Держите стопы параллельно и следите за тем, чтобы ноги едва касались когда одна проходит мимо другой. Все это время вам помогает партнер, который держит ваши руки..

Теперь попробуйте сделать три - четыре подобных перемещения подряд. Замах двигаемой ногой идет от бедра и до вытянутого носка. Не пытайтесь делать такие гигантские шаги, которые могут привести к потере равновесия или болевым ощущениям от излишней растяжки. Требуйте контролируемого мышцами стоп, лодыжек и икр "качения". Делайте шаги с немного согнутой опорной ноги. (Движение назад с жесткой опорной ноги приведет к нелепым результатам. Это распространенная ошибка сильно препятствует плавности передвижения.) Одна из причин овладения "достать и перекатиться" - научиться тому, что очень редко используется в повседневной жизни. Так как Мать-Природа наделила нас возможностью смотреть только вперед и головой, которая не поворачивается на 360 градусов, так, чтобы мы могли смотреть назад, ясно, что без партнера, помогающего вам в упражнении, вы рискуете подвергнуть кого-либо опасности, т.к. вы можете столкнуться с другими людьми или объектами во время выполнения шагов назад.

Часто этот навык описывается как "достать и перекатиться" потому, что вы вытягиваете всю ногу назад начиная от лодыжки. В момент полного вытягивания ноги вы должны перекатиться с носка ноги на всю стопу ровно и медленно. (Не позволяйте своему весу просто плюхаться вниз. В результате быстрого падения на пятку вместо контролируемого перекатывания получается "шлеп". Упускающих контролируемое перекатывание танцоров можно назвать "шлепуны". ) Когда вы попробуете это упражнение в первый раз, может показаться что невозможно сделать медленное, ровное перекатывание. Не прекращайте дальнейших усилий! Правильно выполненный шаг назад поможет увеличить длину ваших шагов назад с 12 см. до 20 см. и если вы разовьете мускулатуру стоп, лодыжек и ног это может оказаться решающим фактором который привнесет в ваши танцы плавность и красоту настоящих чемпионов.

Еще одна причина толкающая обучающихся на изучение "достать и перекатиться" это то, что в повседневной жизни вас обычно не просят пройтись задом наперед и, таким образом, вы не развиваете ни необходимые мышцы, ни координацию для вырабатывания этой техники. И когда эти необходимые требования встают перед вами позже, осознание своих неправильных привычек в технике шагов назад может потребовать в два раза больше сил на исправление и осознание уже имеющихся ошибок. Но не вините себя или своего учителя. Помните, главное для учителя "начинающих" групп - просто заставить вас двигаться, а не утомлять вас сложными (но необходимыми) вопросами техники. Когда навык становится понятным, он обычно приобретает большее значение для партнерш, т.к. в процессе танца они двигаются спиной вперед большее количество времени, в противоположность партнерам. Партнеры, в свою очередь, должны уметь шагать назад не хуже партнерш, т.к. техника выполнения такая же, но партнеры часто пренебрегают ей в своем обучении. Я обнаружил что изучение техники "достать и перекатиться" происходит обычно нелегко (и для учителя и для ученика), придется попотеть. Но в конце концов вы поймете что этот навык стоил затраченных на него усилий.

Из-за необычайной сложности обучения в группах и достаточной рутинности в индивидуальном обучении (в самом деле, нужно хорошенько выложиться и, вдобавок, дается далеко не каждому) этот навык часто упоминается учителями, но редко дается как конкретное упражнение над которым стоит поработать во время занятий или после них. Главная идея состоит в правильном исполнении.

Существует несколько простых терминов которые обычно используются когда эта идея доводится до учеников. Неправильная терминология приводит к плохому исполнению учениками и гротескным результатам, если только учитель не является настоящим мастером описания движений своими словами. Есть прекрасные обучающие видеокассеты пятикратных чемпионов мира среди профессионалов Майкла и Вики Барр (Michael & Vicki Barr). Очень понятное и технически правильное описание перемещения вперед и назад может быть найдено в книге Алекса Мура "Бальные танцы" (Alex Moore "Ballroom dancing"), в разделе посвященном передвижению вперед и назад. В дополнение рекомендую прочитать еще более технически правильное описание которое можно найти во всех изданиях (начиная с 1927 года!) книги "Современные бальные танцы" Виктора Сильвестра (Victor Silvester "Modern ballroom dancing"), но последнее издание -1993 года - страдает отсутствием описания такой необходимой техники шагов назад для партнерш, зато там много хороших иллюстраций. Думаю, что книги этих двух литературных гигантов по танцам были переведены более чем на 70 языков и на самом деле являются самыми главными популяризаторами бальных танцев во всем мире. Верите ли вы или нет, но никто не смог улучшить описания техники и навыков с тех пор, как они были сформулированы и переложены на бумагу 70 лет назад.


М. Кочеров (mailto:mike@netclub.ru).